• Видео-уроки для 

детей
  • Видео-уроки для детей
  • Видео-уроки для 

детей
  • Видео-уроки для 

детей
  • Видео-уроки для 

детей

Ребёнок-вундеркинд. Легко ли быть одарённым?

Мечта многих родителей – одарённый ребёнок. Однако не все понимают, что родиться вундеркиндом – это не столько подарок судьбы, сколько тяжёлое испытание.

Время от времени в средствах массовой информации мелькают рассказы о том, как какой – то одарённый ребёнок в 12 лет стал студентом вуза. Как правило, люди удивляются таким феноменально талантливым детям. А после этого благополучно про них забывают.

Вундеркинд – дословно «чудо-ребёнок». Его основные особенности: необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, развитость воображения, логического и творческого мышления, быстрота и точность выполнения умственных операций, богатство активного словаря.

Несколько лет назад в одну из групп детского сада была принята Саша. Внешне — обычная милая девчушка, но удивляющая родных и знакомых своим ранним развитием.

— Пошла в 7,5 месяцев.
— В 10 месяцев пересказала «Курочку Рябу».
— В 11 месяцев знала все буквы.
— С года выражает свои мысли грамотно построенными предложениями.
— Сама читает книги с двух лет.

С младенчества и до сих пор книги для Саши остаются единственными любимыми игрушками.

«Талантам нужно помогать…» А нужно ли? Ведь им так легко всё даётся! Но так ли уж легко?

Одна из особенностей способных детей – это постоянный «интеллектуальный голод», то есть потребность в непрерывном процессе познания. Эту потребность могут обеспечить родные(по мере возможности). В чём-то — книги и обучающие пособия. Но они всегда рассчитаны на определённый возраст со среднеарифметическими интеллектуальными потребностями.

То есть, вы не найдёте учебника по теоретической физике в картинках для шестилетних или карты Марса, подписанной шрифтом, одобренным Минздравом для четырёхлетнего карапуза.

Настоящим спасением должны бы стать учебные заведения, но их просто нет. Нет программ, разработанных для индивидуального обучения одарённых детей. Нет специалистов, подготовленных для занятий с ними. И потому родители вынуждены выбирать из двух вариантов.

І вариант. Обучение в общеобразовательной школе.

Тут в первую очередь возникают проблемы с общением. Сверстники не интересны для подобных детей, с ними скучно. И одноклассникам непонятен их способный товарищ.

Учителей такие дети озадачивают и раздражают. При занятиях в классе, отвечающем возрастной норме вундеркинда, обучение даётся ему слишком легко, у него пропадает интерес к учёбе, не формируются волевые качества и привычка трудиться.

При «перескоке» в старшие классы подходит программа, но возникают физические и психологические трудности из-за разницы в возрасте с одноклассниками.

ІІ вариант. Домашнее обучение.

Оно не столь травматично для любознательного малыша, но трудно выполнимо технически и материально. И, опять же, не решается проблема общения.

В любом случае неадекватная система образования формирует из способных ребят, призванных стать интеллектуальным богатством нации, закомплексованных неудачников, хронически больных и одиноких людей.

Саша самостоятельно и незаметно для родных научилась бегло считать в пределах 10. Но в процессе обучения малышей счёту по принципу состава числа эти её навыки бесследно исчезли, и пришлось начинать обучение математике заново. (Подобные факты свидетельствуют о необходимости разработки индивидуальных программ обучения.)

После того, как некоторые более старшие дети из её окружения пошли в первый класс, Саша жила лишь одной мечтой: «Хочу в школу!»

Родители Саши бросились обивать пороги различных, преимущественно частных, школ. И везде их ждали одинаковые ответы: «Мы не берём четырёхлетних детей», «Приходите через два года», «Малышка не потянет».

Лишь в одном заведении после блестяще пройденных тестов Сашу согласились взять в качестве Чуда, которое собирались показывать различным гостям. Родители отказались.

Кстати, раньше поиском и обучением способных ребят занимался, например, научно-практический центр под руководством Юрия Зиновьевича Гильбуха. Но после его ухода Центр оказывает лишь консультационную помощь.

А тем временем Саша жаждала учиться. Все книги в доме были много раз перечитаны, заучены наизусть все сборники любимых стихотворений, исписаны все прописи. Малышка требовала занятий, которые ежедневно продолжались за полночь. Часто на помощь родителям и старшей сестре приходила бабушка.

А в школах всё также отказывались принимать Сашу в первый класс по причинам несоответствия девочки нормам физической готовности к школе.

Не стоит завидовать родителям, имеющим одарённых детей, или учителям, таковых обучающих. Они просто не знают, что делать с вундеркиндами.

Родные стараются компенсировать проблемы общения, находя «братьев по несчастью» — такие же семьи, где растут способные дети. Разыскивают нужную литературу, пытаясь дать детям то, что не могут дать специалисты в школе. Пытаются направить творческую активность и физическую энергию детей на занятия спортом, музыкой, танцами.

Родители постоянно балансируют между двумя крайностями: игнорированием дара своего ребёнка, что приводит к стрессам и психическим заболеваниям, и культивированием «синдрома вундеркинда», который тоже является неврозом и выражается в болезненном самолюбии.

Огромную помощь одарённым детям могли бы оказать специальные школы. С подготовленными специалистами, программами, специфическими условиями, в которых могло бы формироваться умение преодолевать препятствия у тех, которым «всё легко даётся».

Саша доказала, что готова идти к своей мечте, не смотря ни на что. Весь год она занималась по вечерам с учителем, после рабочего дня в детском саду.

Изучив программу первого класса, девочка успешно прошла все необходимые тесты и по решению психолого-педагогического совета одной из гимназий была зачислена во второй класс.

Сейчас Саша добросовестно занимается наравне со своими более старшими по возрасту одноклассниками. Постепенно налаживает контакты, находя с ними интересные темы для разговоров и общие игры.

Несколько лет она успешно занимается фигурным катанием. Обучает младшую сестрёнку письму, а та открывает для Саши почти незнакомый второкласснице мир мультиков.

Никто не скажет, как будут дальше развиваться способности Саши. Какое влияние на них окажет школа? Как скоро нравственность нашего общества позволит на должном уровне уделять внимание и обездоленным детям, и больным, и талантливым?

А пока терпения вам, родители, позволившие Саше быть такой, какой она есть. Мудрости вам, учителя, решившиеся обучать таких детей, как Саша. А всем нам — чуткости и любви, чтобы в каждом ребёнке увидеть ЧУДО.

Пожалуйста, поделитесь ссылкой на эту статью
с Вашими друзьями!
Для этого нажмите на социальные кнопки ниже:

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления блога

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *